Центр 

ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Аутизм: тревожные знаки

Каждый ребенок особенный. Но случается так, что родителям кажется, что их малыш слишком отличается от других. Иногда их подозрения не беспочвенны. Обратите внимание на перечисленные ниже особенности в поведении и развитии малышей 1,5 – 2,5 лет:

  • не смотрит или кратко смотрит в глаза (трудно «поймать взгляд», смотрит «сквозь»);
  • не реагирует на свое имя (иногда производит впечатление глухого);
  • обращается с окружающими, как с неодушевленными предметами (карабкается по ним, может сделать больно и никак не реагировать на возмущение и т.д.);
  • не интересуется игрушками или играет не так, как другие дети (выставляет предметы в ряд, крутит колеса машин или детали конструктора вместо того, чтобы катать и строить), при этом сильно поглощен своим занятием;
  • не любит играть в совместные игры со взрослыми и другими детьми, не стремится повторять за ними и подражать им, равнодушен к их интересам;
  • может бесцельно перемещаться по комнате, не задерживая ни на чем внимания, сам ничем не интересуется или берет предмет и тут же оставляет его;
  • нет отклика на то, к чему пытаются привлечь его внимание, не смотрит куда показывает взрослый;
  • не делится впечатлениями о том, что заинтересовало или напугало его, не приносит показать что-то близкому;
  • не обращается с просьбами сам и не выполняет просьбы других;
  • не использует указательный жест, вместо того, чтобы показать пальчиком на желаемое, подводит к этому взрослого или толкает его руку в направлении интересующего предмета;
  • привлекает к себе внимание необычным поведением: может ходить на цыпочках, совершать своеобразные движения руками, покачиваться, подпрыгивать, вращаться и многое другое;
  • может производить впечатление гиперактивного, невоспитанного, непослушного, крайне нетерпеливого;
  • трудно приучается к горшку, плохо спит, решительно отказывается от многих продуктов и напитков;
  • необычно реагирует на звуки, боль, прикосновения, запахи, освещение, вкусы (чрезмерно сильно или реакция вовсе отсутствует);
  • может впадать в истерики по непонятным для взрослых причинам (плакать, истошно кричать, кусать себя и близких);
  • не любит перемен в обычном распорядке дня, плохо реагирует на изменение привычного уклада (настаивает на прогулках по одному и тому же маршруту, соблюдении одних и тех же ежедневных «ритуалов» в игре;
  • отстает в речевом развитии: речи нет (не говорит) или говорит мало, речь может появляться и исчезать;
  • производит впечатление, что не понимает то, что ему говорят;
  • если речь есть, то она ни к кому не обращена; разоваривает сам с собой, часто повторяет хорошо знакомые фразы (из мультфильмов, речи близких), повторяет услышанное «как попугай», говорит о себе в третьем или втором лице, не поддерживает диалог.

Описанные здесь специфические черты могут указывать на риск наличия у ребенка аутизма – расстройства, связанного с нарушением способности к общению. Ранняя диагностика аутизма принципиально важна для продуктивной работы с малышом и его будущего.

ПРОЙТИ ТЕСТ M-CHAT

Тест, который во всем мире называется М-CHAT — модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста, применяется с 16 до 30 месяцев. Тест направлен на выявление детей, которые нуждаются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе диагностике, направленной на выявление симптомов аутизма.

Он доказал свою эффективность более чем в 25 странах, был апробирован в ходе масштабных исследований. М-CHAT занимает минимум времени, может быть применен в разных условиях и не требует специального обучения. М-CHAT является открытым тестом и распространяется бесплатно.



Вопрос - ответ

Вопрос: Как относится к диагнозу?

Ответ: Диагноз - это инструмент, помогающий перейти от размышления и гипотез относительно состояния человека к действиям. По общему правилу диагноз - понятие динамическое. И несмотря на то, что аутизм остается на всю жизнь, жизнь с аутизмом при совокупности факторов может быть вполне независимой. Именно поэтому диагноз для специалистов, ближайшего окружения семьи служит только поводом для ранней работы с ребенком. Диагноз также помогает внести ясность в понимание поведения ребенка и характера тех трудностей, с которыми он сталикивается.


Вопрос: До трехлетнего возраста трудно понять в области каких нарушений лежат проблемы ребёнка. Как же ему тогда помогать?

Ответ: Благодаря работам американских, канадских и английских специалистов к настоящему моменту разработан ряд поведенческих маркёров, которые с большой долей вероятности могут указывать уже с 6 месячного возраста на риск влияния аутизма на развитие ребёнка. Если риск аутизма в процессе диагностической работы с ребёнком подтверждается, то лучше начать работу, как если бы это был аутизм. Это важно, так как на первом этапе в любом случае будут решаться проблемы коммуникации с другими людьми. В дальнейшем, если аутизм не подтверждается, то с ребёнком легко сможет заниматься специалист по профилю уточненных проблем. Если же подтверждается - то вероятность самостоятельной и независимой взрослой жизни растет.


Вопрос: Почему лучше не затягивать с обращением к специалистм и начинать работать как можно раньше?

Ответ: Психика любого человека развивается благодаря информации, поступающей извне. Аутизм блокирует поступление полной адекватной информации об окружающем.

"Чем раньше, тем лучше" - золотое правило аутизма. При обычном развитии ребенка не нужно ничему учить целенаправленно, все запускается от природы само: ребенок гулит, лепечет, обращается, подражает. При аутизме крайне важно сделать так, чтобы необходимые возрастные навыки появились своевременно и начали работать на развитие ребенка.

Гибкость психики в раннем возрасте позволяет сделать обучение наиболее эффективным. В раннем возрасте есть больше возможностей научить ребенка смотреть в глаза, подражать, играть и т.д. Постепенно, благодаря таким отстроенным навыкам и механизмам, ребенок приобретает возможность получать информацию из внешнего мира и взаимодействовать с ним, приближаясь к норме. Несмотря на то, что аутизм повлиял на его развитие, через раннюю работу мы пытаемся это влияние уменьшить и помочь запуститься тем процессам, которые при типичном развитии бы запустились сами.

Такая работа не навредит ребенку, даже если диагноз в последующем не подтвердится. Одновременно эта работа будет играть решающую роль в его развитии, если речь идет все же об аутизме.


Вопрос: Чем руководствоваться при выборе места для занятий?

Ответ:

  • избегайте предложений, связанных с "полным излечением" от аутизма
  • решения о фармакотерапии, медикаментозной поддержке ребёнка принимаются только опытным врачом, который обследовал ребенка (видел его очно!)
  • в работе с детьми с аутизмом очень важна индивидуализированность помощи - специалист должен сначала изучить вашего ребёнка, ваши трудности, а затем предлагать способы работы
  • осторожно подходите к новым или экспериментальным методам коррекции и лечения, полагайтесь на научно-обоснованные подходы
  • как родитель вы лучше всего знаете своего ребёнка, а значит, являетесь "правой рукой" для специалистов и непосредственно включены в коррекционный процесс


Вопрос: Какова роль ближайшего окружения? Что могут делать бабушка, дедушка, другие близкие?

Ответ: В вопросах обращения за помощью право представления интересов ребенка лежит на его законных представителях. Как правило, это родители ребенка. Иногда это могут быть другие близкие ребенка или опекуны. В таком случае должны быть соответствующие документы, которые подтверждают право законного представительства. При обращении в наш Центр договор заключается с законным представителем ребенка. Такова юридическая сторона вопроса.

Одновременно, если абстрагироваться от правовых моментов, роль ближайшего окружения очень велика. В первую очередь, чрезвычайно важна поддержка родителей самого ребенка, которым приходится работать в десять раз больше, тогда как окружающим кажется, что они работают в десять раз меньше. На этапе озвучивания диагноза или риска диагноза, как правило, любая семья чувствует растерянность, обиду, страх, "обреченность", вину, и очень нуждается в поддержке. Решение о том, что делать дальше, может откладываться, не приниматься, в силу того, что семья не чувствует, что может справиться с вызовом, не находит мест, где она бы получила помощь, не хочет верить, что у ребенка трудности. Любовь, понимание и забота со стороны близких могут дать дополнительный ресурс родителям и помочь им поверить в свои возможности. Действуя "большой семьей", последовательно выполняя рекомендации специалистов, можно добиться значительно больших успехов в работе с ребенком, чем поодиночке.


Вопрос: Каков прогноз?

Ответ: Аутизм на сегодняшний день неизлечим. Вопрос заключается в качестве взрослой жизни. В этой связи прогноз может сильно варьировать: от самостоятельной и независимой жизни в обществе при небольшой поддержке по мере необходимости до полной зависимости от постоянного сопровождения и непосредственной помощи других людей в выполнении повседневных дел. На прогноз влияет множество факторов: тяжесть и глубина нарушений, возраст начала вмешательства, его комплексный характер, достаточный объем и продолжительность, правильный выбор основного и вспомогательных методов, тесное сотрудничество специалистов и семьи.

Именно в силу множества факторов, влияющих на прогноз, мы рекомендуем в работе с детьми с аутизмом ставить конкретные маленькие цели на ближайшие 4-6 месяцев и их достигать, одновременно находясь "здесь и сейчас".


Вопрос: Сколько нужно занятий и как часто?

Ответ: С одной стороны, лечебной постепенно становится жизнь. С другой, ребёнок нуждается в специальных занятиях во время которых отрабатываются навыки и умения, позволяющие ему решать повседневные задачи и, в идиале, осваивать новые навыки самому. Объём этих занятий определяется индивидуально. При условии домашней работы работа со специалистами Центра начинается от 2 часов в неделю.

ДОРОЖНАЯ КАРТА ДЛЯ РОДИТЕЛЯ

При аутизме своевременное коррекционное сопровождение является залогом для будущего развития ребёнка. В любом возрасте при необходимости стоит искать поддержку, как со стороны государственных структур, так и среди общественных объединений. Предложенный ниже список является ориентировочным и даёт общее представление о том, куда можно обратиться. Практически любая из представленных ниже организацией может оказать ту или иную помощь. Их распределение по возрастным этапам носит схематичный характер и связано с обобщением известной нам практики приёма.

1-3 года 3 - 7 лет  школьный возраст взрослый
Педиатры, логопеды и неврологи в поликлинике  Городской клинический детский психиатрический диспансер Городской клинический детский психиатрический диспансер Территориальные центры социального обслуживания населения
Отделение дневного пребывания для реабилитации детей с психическими и поведенческими расстройствами Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Мастерские на некоммерческих началах
Центры раннего вмешательства при поликлиниках № 2, 3, 7, 15, 19, 25  Специализированные детские сады № 235, 407 и др. Итегрированные классы в школах ОО «БелАПДИиМИ»
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации  УЗ «Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями» Речевые школы МБОО "Дети. Аутизм. Родители"
ГУ "Республиканский научно-практический центр оториноларингологии": Школы специального образования
Индивидуально обучение на дому
Мастерские на некоммерческих началах
МБОО "Дети. Аутизм. Родители"