Back to the list

Как поведение родителя влияет на поведение ребёнка? Краткое резюме встречи родительского клуба

В Центре поддержки детей с аутизмом впервые состоялась встреча родительского клуба «Растём вместе» в онлайн-формате. 



8 мая 2020 специалисты центра вместе с родителями попытались взглянуть на общение с ребенком и его поведение через поведение взрослого человека - родителя и педагога. Основным спикером стал психолог Олег Трофимович. Встреча продлилась около 2,5 часов и включила теоретическую часть и большую часть практического разбора конкретных ситуаций на примерах родителей из жизни. Мы подготовили публикацию с основными тезисами, озвученными во время встречи. 


Анализ нашего общения с ребенком и в целом то, что мы делаем по отношению к ребенку, как реагируем в разных ситуациях, что пытаемся получить взамен на общение, чему научить - все это меняет поведение ребенка, саму ситуацию и наше собственное поведение. 


РЕБЕНОК РЕАГИРУЕТ ВСЕГДА 

Ребенок всегда реагирует на то, как мы себя ведём - это включает и речь, и жесты, и саму ситуацию и даже предметы, которые окружают. В Голландии было исследование, где изучалась реакция детей и по его результатам был сделан вывод, что нет детей, которые бы не реагировали. Реакция есть всегда даже у детей, которые не говорят и не понимают слов - в любом случае ответ на наше к ним обращение вызовет ту или иную реакцию. 


ПОЗИЦИЯ ДЕТЕКТИВА 

Человек, который общается с ребенком, должен быть хорошим детективом или, если называть иначе, экспериментатором и наблюдателем. Он должен внимательно наблюдать за тем, что происходит, в какой конкретно ситуации, по сути за поведением ребенка и за поведением самого себя. Именно направленность на исследование, на нахождение причин и следствий дает нам возможность влиять на ситуацию и менять ее. Это один из самых главных шагов в построении коммуникации с ребенком. 

Часто и много мы читаем или говорим о функциональном анализе поведения именно ребенка с аутизмом, но и анализ себя самого может также способствовать движению навстречу пониманию и общению. Сформировав позицию наблюдателя можно отследить свои реакции, которые помогут нам понять, почему мы на выходе получаем то, что получаем. 

Олег Трофимович, психолог: «Данная позиция хороша в тех случаях, когда мы не представляем с чем связано поведение ребенка и почему оно появляется. В критических ситуациях, мы в большинстве случаев сами очень взволнованы. Переключившись на позицию экспериментатора можно посмотреть на ситуацию иначе, сказав себе «Раз я не могу пока повлиять на эту ситуацию, я могу по крайней мере попробовать изучать, попробовать ее проанализировать, выстраивая свои представления о ней»


ОЦЕНКА СИТУАЦИИ 

Ситуация - это не обязательно проблемное поведение. Это может быть обучение новому навыку, просьба и ожидание ответа от ребенка, или даже просто свободное время ребенка и наблюдение за ним в этот момент. Научиться исследовать ситуацию и общение, которое возникает в ней, не имеет какого-то конкретного плана или алгоритма действий, как это делают с поведением например. Здесь речь идет о том, что мы все живые люди и мы реагируем так как реагируем, поэтому важно зафиксировать момент - остановиться и взглянуть на свое видение проблем ребенка, научиться менять имеющуюся оценку ситуации, подстраивая ее под саму меняющуюся ситуацию, оценивая свое поведение и поведение ребенка. 

Пример родителя: «Какое-то время мы не могли построить наше общение с ребенком. Мне просто хотелось, чтобы он меня услышал. Сейчас экспериментальным путем я поняла, что чем меньше я говорю, тем быстрее мои инструкции доходят. Контроль и точные инструкции, или какие-то короткие пожелания имеют хороший положительный отклик в зависимости от ситуации, когда загружаешь ребенка множеством слов. Я стала сокращать свои фразы и это возымело хороший результат». 

Пример специалиста центра: «Мальчик, приходя на занятия, постоянно пытался раздеться, а дома преимущественно ходил полностью все с себя сняв. Мама очень долго искала, каким образом можно изменить поведение мальчика, наблюдая и за своим поведением. В итоге пришла к тому что, снимал ребенок в основном вещи из хлопка или другого материала, но если ему были предложены джинсы, то он уже не пытался их снять. Мама отследила поведение и за мальчиком и за собой и проблема была решена покупкой большого количества джинсовых вещей. Мальчик перестал снимать с себя одежду, а мама стала работать над тем, чтобы ребенок носил и другую одежду. В итоге они к этому пришли».

Ольга Певец, психолог: «Иногда кажется, что наше поведение в какой-то ситуации единственно возможное. И вроде ты проверяешь степень осознанности и понимаешь, что твое поведение в значительной степени влияет на поведение ребенка, но все же считаешь свое поведение единственно правильным. На самом деле хочется попробовать расширить границы и поискать другие пути решения, потому что сама ситуация ограничивает нас во многом - это и мысли о том, что скажут другие люди, и чувства раздражения и злости в ситуациях, когда ребенок, к примеру, в истерике. И все это нормально. Но часто именно эти эмоции не дают нам возможности подняться на ступеньку выше и проанализировать каким образом можно поступить еще и какие есть варианты. Здесь самое важное - это дистанцироваться от ситуации. Конечно, из-за волны чувств в самой ситуации бывает сделать это очень тяжело, но тогда уже после нее попробовать проанализировать свое поведение и поискать другие возможные варианты поведения».


По итогам общения с родителями Олег Трофимович, психолог центра, выделил несколько важных моментов в формулировании целей и их достижений при анализе своего поведения и его влияния на поведение ребенка: 

  1. Дистанцирование от влияния извне. В общении с ребенком мы абстрагируемся от влияния из вне. Имеется ввиду, что если мы чему-то учим, если мы что-то предполагаем, если мы анализируем и что то предпринимаем, нам нужно обязательно сказать себе: «Вот есть я и есть ребенок». В особенности это касается ситуаций на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах, где есть много людей и кто-то может обязательно подойти и начать предлагать помощь, советы и так далее. От этого всего нужно просто абстрагироваться. В городе есть большое количество людей и, наверное, каждому человеку не объяснишь и не расскажешь. «Здесь есть я и есть ребенок, надо будет где-то с ним на полу в магазине лечь - лягу, я буду действовать так как буду считать нужным» - такой посыл. 
  2. Поле ребенка. В ситуации наблюдения есть такое понятие как поле ребенка и здесь важно не спешить действовать. Важно понаблюдать как ребенок ведет себя сам в этой ситуации без каких-либо влияний извне и уже после этого делать выводы. Потом думать и действовать - выносить гипотезу и предлагать решение. 
  3. Помощь. Наша помощь, когда мы обучаем, должна очень сильно варьировать от непосредственной до ее полного отсутствия в моменте, когда ребенок старается и уже действует в ситуации самостоятельно. 
  4. Время. Как бы мы не хотели, изменить что-то не получится в одночасье, особенно когда это касается поведения. Такое «попадание в цель» случается крайне редко, когда мы раз и угадали сразу какая именно ситуация вызывала то или иное поведение. Соотвественно изменения ситуации - это процесс, движение к. 
  5. Навешивание ярлыка. Стоит научиться не навешивать ярлыки своему ребенку в своем поведении. «Ты вредный», «Ты капризный», «Ты плохой» - все это ярлыки, которые сильно ограничивают родителя в стремлении понять своего ребенка и выстроить с ним эффективную коммуникацию. 

Центр поддержки детей с аутизмом выражает благодарность всем родителям, которые активно принимают участие в родительском клубе «Растём вместе». Следующая встреча состоится ориентировочно через месяц. Следите за нашими новостями в Facebook

Подробнее о родительском клубе "Растём вместе"


Читать ещё: 

Интервью с Олегом Трофимовичем. “Сначала говорят, что само рассосется, а потом спрашивают, где ж вы были раньше?”

Специалисты центра и родители обсудили тему проблемного поведения

Как приучить ребенка с аутизмом к туалету