Чтобы приучить ребенка с аутизмом к туалету могут потребоваться особые подходы. О них мы и расскажем.
Публикация подготовлена по результатам лекции Линн Фарли (Lynn Farley), специалиста по аутизму из США, принявшей участие в III международной научно-практической конференции «Аутизм: поддержка или растём вместе», прошедшей в Минске.
Перед тем как приступать к приучению ребенка к туалету важно понять причины, по которым пользование туалетом может представлять трудность для детей с аутизмом. Трудности приучения к туалетуВот несколько трудностей приучения детей у туалету:
- Приучение к туалету может быть действительно сложным для детей с РАС, а также может потребовать больше времени и терпения
- Многие родители начинают приучать детей с РАС к туалету в более позднем возрасте, чем обычно приучают нормотипичных детей
- Каждый ребенок с РАС отличается от других
- Физиологические (или медицинские) трудности: о них стоит уточнить у врача, который ознакомлен с историей ребенка
- Языковые трудности: сложности с пониманием и использованием языка, когда ребенок не может попросить воспользоваться туалетом
- Трудности с одеванием: проблемы с моторным планированием/определенными движениями (снять/надеть штаны)
- Страхи: ребенок боится сидеть на унитазе, боится звука слива воды и прочие подобные причины
- Сигналы тела: ребенок с РАС может не отдавать себе отчет в том, что ему нужно в туалет, а также может не ощущать, что он описался или обкакался
- Потребность в устоявшихся ритуалах: ребенок уже привык к определенному способу мочеиспускания и испражнения и любые изменения в привычках для него сложны
- Использование разных туалетов: поход в другой туалет - изменение рутины для ребенка с РАС и для него это стресс
Исследование, проведенное учеными Далримпл и Рубл в 1992 году, показало, что в среднем детям с РАС требуется 1,6 года приучения у туалету, чтобы оставаться сухими в течение дня, а иногда и более 2х лет для достижения контроля над кишечником.
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ТУАЛЕТУ
Перед приучением к туалету важно определить признаки того, что ребенок может быть готов приучаться. Признаки готовности ребенка к туалету (с 18 месяцев до 3х лет):
- Сообщает о дискомфорте, когда он описался или обкакался
- Сообщает, когда хочет, чтобы его переодели
- Регулярно испражняется в течение долгого периода времени
- Может ровно сидеть на унитазе в течение нескольких минут
- Регулярно остается сухим более 2х часов
- Пробует снять штаны и стянуть памперс
- Наблюдает за другими и пробует повторить их действия в туалете
- Может выполнять простые одношаговые инструкции
- Просится в туалет до того, как описается или обкакается
- Питает в подгузник через равные интервалы времени
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ПРИУЧЕНИЕ К ТУАЛЕТУ?
Начинайте, когда у вашего ребенка появляются признаки готовности. Ребенок кажется заинтересованным и по своей воде хочет пользоваться туалетом. Обучение по расписанию помогает детям освоить навыки быстрее и сконцентрироваться на одной задаче. Взрослые составляют расписание посещения туалета и помогают ребенку приучить свое тело следовать этому расписанию.
Не спрашивайте ребенка, нужно ли ему в туалет!
- Не ждите, пока ребенок скажет, что ему нужно в туалет
- Скажите, что настало время увлекательного путешествия в туалет
- Сделайте процесс похода в туалет интересным
Расписание
- Впишите походы в туалет в обычное расписание ребенка (6 походов в туалет за день)
- Избегайте стрессовых периодов, когда перед ребенком стоят другие задачи
- Придерживайтесь одинакового расписания каждый день и дома, и вне дома
Коммуникация
- Используйте простые слова для коммуникации на тему туалета
- Обучите ребенка «языку туалета»: каждый раз используйте одни и те же слова, знаки и картинки
- Говорите спокойно, терпеливо и дружелюбно
- Поговорите со взрослыми, которые работают с вашим ребенком - проинформируйте их про ваш план приучения к туалету, попросите их придерживаться вашего расписания и «языка туалета»
Определитесь с вознаграждением/подкреплением
Хвалите ребенка за все его усилия - даже за самые незначительные. Составьте список любимых вещей вашего ребенка: еда, игрушки, видео-ролики и т.д. и решите, что будет удобнее всего использовать в качестве вознаграждения (хорошо работают маленькие порции угощения или время на любимое занятие после похода в туалет).
Расписание в картинках
Картинки могут подсказать ребенку, чего ожидать от похода в туалет. Сделайте снимки вашего туалета (унитаза, туалетной бумаги, раковины и т.д.). По порядку приклейте снимки на лист бумаги, также можно использовать непосредственно предметы, если картинки не работают.
Планы по приучению к туалету должны включать в себя информацию о задачах, распорядке дня, языке коммуникации с ребенком, обстановке, вспомогательных материалах, вариантах вознаграждения.
Задачи
Проинформируйте других взрослых, занимающихся с вашим ребенком, об их задачах. Объясните им, чего вы пытаетесь достичь и предоставьте расписание. Пример: «Томми должен посещать туалет через 15 минут после каждого приема пищи и сидеть на унитазе в течение 10 секунд».
Распорядок дня
Включает в себя следующие аспекты: Как часто? В какое время? Сколько времени ребенок выдерживает в туалете? Пример: «Томми должен каждый час ходить в туалет и сидеть на унитазе в течение 10 секунд».
Язык
Нужно использовать слова, которые понятны вашему ребенку. Пример: «Томми, пора писать».
Обстановка
Где: Где ваше ребенок ходит в туалет?
Что: Что можно изменить в обстановке, чтобы вашему ребенку было комфортнее? (освещение (яркое или приглушенное), звуки (вентиляция, гудение лампочки, звуки слива и пр.), туалетная бумага (мягкая, жесткая, ее цвет), двери (открытые или закрытые).
Кто: Хочет ли ваш ребенок, чтобы его сопровождали в туалет? (Взрослому оставаться с ребенком в туалете или просто находится неподалеку)
Вспомогательные материалы
Поделитесь с другими взрослыми приспособлениями и лайфхаками, которые вы используйте: расписание в картинках, специальная игрушка или песенка, прослушивание музыки пока ребенок сидит на унитазе.
Вознаграждение
Перечислите, какие действия ребенка/какое его поведение вознаграждаются, а какие нет. Определите, каким образом предоставлять вознаграждение за желаемое поведение, а также что делать, если ребенок не заслужил вознаграждения. Пример: «Джонни получает наклейку за 10 секунд сидения на унитазе. После того, как у него накопится 5 наклеек, ему положено вознаграждение».
Возможные сенсорные проблемы
Ребенок не отдает себе отчет в том, что у него полный мочевой пузырьРебенку нравятся ощущения от мокрого подгузникаРебенку не нравится в туалете/он боится в туалете: запаха чистящего средства, яркого освещения, звука воды, звука смыва, звука сушилки для рук.
10 СОВЕТОВ ДЛЯ УСПЕХА
- Отслеживайте распорядок вашего ребенка в течение 3 дней - отслеживайте, когда он ест и проверяйте подгузник через 15 минут после приема пищи
- Продумайте рацион вашего ребенка - увеличение количества жидкости и клетчатки в рационе может способствовать более частому посещению им туалета
- Внесите небольшие изменения в привычки ребенка - одевайте его в легко снимаемую одежду, меняйте подгузник в туалете, вовлекайте ребенка в процесс смены подгузника
- Просите ребенка выбросить содержимое подгузника в унитаз - он будет лучше понимать, куда все девается; пусть ребенок спустит воду в унитазе, а затем вымоет руки
- Убедитесь, что посещение туалета для ребенка комфортно - используйте детское туалетное сиденье и/или опору для ног
- Помните про сенсорные особенности ребенка - какие звуки, запахи, обстановка могут его расстроить?
- Приготовьте много пар чистого белья - пусть ребенок днем носит белье, а подгузники используйте во время поездок и выходов из дома
- Используйте расписания в картинках - на картинках должны быть изображены все шаги туалетных процедур; картинки помогают ребенку понять и подготовиться к тому, чего ожидать и что делать; отмечайте каждый пройденный ребенком шаг
- Используйте мотивирующие награды - немедленное вознаграждение после мочеиспускания и дефекации; вознаграждения за успехи в туалете должны быть особенными и не использоваться ни в каких других случаях
- Практикуйтесь в разных туалетах - водите ребенка в туалеты в разных местах
СОВЕТЫ ПО РАБОТЕ С НЕВЕРБАЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ
- Используйте простые и понятные картинки: подкрепляйте вербальные инструкции изображениями
- Пусть ребенок начинает привыкать к ношению белья как можно раньше
- Не акцентируйте внимание на неудачах
- Вознаграждайте желаемое поведение
- Используйте вознаграждение при коммуникации (вдобавок к визуальной поддержке)
ЕЩЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНФЕРЕНЦИИ ПО АУТИЗМУ: