Назад к списку

Как улучшить мелкую моторику

В данной публикации мы ознакомим вас с некоторыми видами деятельности и занятиями для развития мелкой моторики для детей с аутизмом. Публикация подготовлена по результатам лекции Линн Фарли (Lynn Farley), специалиста по аутизму из США, принявшей участие в III международной научно-практической конференции «Аутизм: поддержка или растём вместе», прошедшей в Минске. 


Моторные навыки необходимы для выполнения любой функциональной задачи. Различают мелкую и крупную моторику. Мелкая - способность ребенка манипулировать небольшими движения рук и пальцев и контролировать их. Она необходима для ухода за собой и для участив я различной деятельно в школе и дома. Включает в себя силу рук, способность сжимать руку и хватать предмет, умение координировать работу обеих рук. 

Подробнее о крупной моторике читайте в статье Как улучшить крупную моторику 

Игры, одевание, застегивание/растегивание одежды, раскрашивание, вырезание, письмо, пользование столовыми приборами во время еды требуют применения навыков мелкой моторики. Перед тем как рассматривать способы улучшения мелкой моторики, рассмотрим типичные признаки нарушения мелкой моторики: 

  • нетипичный для возраста ребенка или несформировавшийся захват карандаша 
  • грязный, медленный или вызывающий у ребенка слишком большое напряжение процесс рисования, раскрашивания или письма 
  • быстрое утомление при печатании или использовании компьютерной мышки 
  • сложности с использованием ножниц 
  • сложности с выполнением задач, требующих точных движений (застёгивание пуговиц, кнопок, завязывания шнурков и пр.) 
  • ребенку не нравится либо он нервничает при выполнении точных действий, требующих координации рук и глаз (сооружение конструкций)
  • ребенок испытывает сложности (раздражается/избегает) в действиях по самообслуживанию 
  • ребенок быстро чувствует усталость от выполнения действий, требующих использования навыков мелкой моторики

Чтобы улучшить мелкую моторику стоит проводить систематические занятия по ее улучшению, увеличивая силу рук. Вот несколько занятий для этого: 

  • смятие бумаги 
  • сжимание губки 
  • разбрызгивание воды из пульверизатора 
  • вырезание ножницами 
  • копание воздушно-пузырчатой пленки 
  • игра с игрушкой «Мистер Картофельная голова» 
  • игра с игрушкой «Жвачка для рук» 

Старайтесь использовать занятия по улучшению мелкой моторики в повседневной жизни и играх. Вот еще несколько советов: 

Нанизывайте и шнуруйте: используйте тесемки и бусины разных размеров.

Используйте щипцы или пинцеты: ими нужно захватывать разные предметы (например, укладывать шарики в лабиринт).

Играйте в игры по развитию манипуляторных навыков (такие как «Подними палочки», игра «Connect four» или «Четыре в ряд»). 

Конструируйте: выполняйте действия, требующие толкания и вытягивания пальцами (например, «Lego», «K’nex» и подобные конструкторы). 

Храните детали конструкторов в банках с закручивающимися крышками, которые необходимо откручивать/закручивать. 

Создавайте поделки, используя старые коробки, упаковки от яиц, шерсть, бумагу, липкую или малярную ленту.  

Работайте с пластилином, формируя шарики из пластилина ладонями или мелкие шарики при помощи только кончиков пальцев. 

Сложности с контролем мелкой моторики возникают такие из-за ослабленных мышц кора (мышцы, окружающие брюшную полость, таз и спину). О некоторых мерах укрепления мышц кора читайте в статье Как улучшить крупную моторику.