Сегодня расскажем вам о некоторых видах деятельности и занятиях для развития крупной моторики для развития детей с аутизмом. Публикация подготовлена по результатам лекции Линн Фарли (Lynn Farley), специалиста по аутизму из США, принявшей участие в III международной научно-практической конференции «Аутизм: поддержка или растём вместе», прошедшей в Минске.
Моторные навыки необходимы для выполнения любой функциональной задачи. Различают мелкую и крупную моторику. Крупная - это способность ребенка осуществлять действия, при которых используются крупные мышцы тела. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и подобные. Именно крупная моторика является основной, на которую впоследствие накладываются более сложные движения мелкой моторики.
Читать О том, как улучшить мелкую моторику
Ребенок сначала учиться переворачиваться, затем сидеть, ползать, ходить и так далее по общему шаблону в определенном порядке у всех людей. Интересно, что развитие крупной моторики происходит сверху вниз.
Перед тем, как разобрать некоторые занятия для улучшения крупной моторики, рассмотрим признаки её нарушения:
- Ребенок избегает физической активности или не интересуется ею
- Ребенок быстро завершает занятия, чтобы скруть то, что он устал и ему сложно
- Ребенок может начать себя вести глупо при выполнении физических задач, которые для него сложны
- Ребенок может начать командовать другим детям, что делать, но сам не будет в этом участвовать
- Ребенку для выполнения физических упражнений нужно прилагать больше усилий, чем его сверстникам
- Ребенок не может удерживать вертикальное положение сидя на коврике или столе
- Ребенок не может безопасно выполнять движение (например, лазать по вертикальной лестнице)
- Ребенок задерживается в развитии
- Ребенок кажется неуклюжим, его движениям не хватает плавности
- У ребенка низкая выносливость физической активности - он быстро утомляется
Чтобы крупная моторика развивалась в соответствии с возрастом ребенка, следует уделять внимание занятиям для ее улучшения. Вот некоторые из них:
- Игры на детской площадке - лазание и качание на качелях
- Игра в классикиИгра «Саймон говорит» (детская игра, популярная в англоязычных странах. В ней участвует от трех человек. Один игрок , ведущий, берет на себя роль «Саймона» и отдает приказы остальным игрокам в таком ключе: «Саймон говорит: сделай то-то»; как правило, это простые активные действия типа «подпрыгни», «похлопай в ладоши» и прочие. Остальные игроки должны не задумываясь исполнить приказ. Если он замешкается - выбывает из игры. «Саймон»-ведущий должен начинать свой приказ только со слов «Саймон говорит…», если он забывает - также выбывает из игры. Последний оставшийся игрок побеждает.)
- Хождение на руках
- Хождение по неустойчивым поверхностям
- Игры с элементами хватания и балансирования
- Игры с большими мячами, затем можно переходить на мячи меньшего размера
- Преодоление полосы препятствий
- Плавание
- Прыжки на батутах
- Боевые искусства
- Игры с воздушным шаром и пузырьками
- Трёхколёсные велосипеды, беговелы и машины с педалями
- Танцы
- Игра «Двигайся, как животное» (Ведущий называет ребенку животное или птицу и предлагает ему показать, как оно двигается и какие звуки издает)
Линии для балансировки из скотча (скотч клеится на поверхность (асфальт, пол) и ребенку предлагается пройти по скотчу, не отступая)
Для развития крупной моторики следует укреплять мышцы кора - это мышцы, которые окружают брюшную полость, тах и спину. Именно они помогают детям поддерживать ровную осанку во время сидячих и стоячих занятий. Признаки и симптомы ослабленных мышц кора:
- Сложности с контролем крупной и мелкой моторики
- Плохая осанка - ребенок сутулится при письме, поддерживает голову не пишущей рукой, сильно наклоняется на стол для опоры
- Ребенок быстро утомляется во время письма и физических нагрузок
- Сложности с играми на детской площадке
- Ребенку сложно подняться с земли и присесть на землю
- Ребенок часто елозит на своем месте
- Ребенок плохо удерживает баланс
При наличии данных признаков стоит обратить особое внимание мерам по укреплению мышц кора. Упражнения по укреплению стоит выполнять трижды в неделю, начиная с небольшой нагрузки, с удовольствием. Наращивать нагрузку стоит постепенно, по мере увеличения выносливости и силы. Хорошо на укрепление мышц кора влияют йога, игра «Твистер», полосы препятствий с неустойчивыми поверхностями, стояние и ходьба в положении «мостик», походка медведя, планка на локтях, напоминание ребенку держать осанку во время сидячей деятельности.