Back to the list

О речи в вопросах и ответах. Резюме встречи родительского клуба

Прошла очередная встреча Родительского клуба «Растем вместе», темой которого на этот раз была выбрана речь: ее особенности при аутизме и основные направления помощи. Спикерами от Центра поддержки детей с аутизмом выступили логопед Галина Заяц и психолог Олег Трофимович. 


Это не было лекцией или тренингом, это было живым обсуждением ключевых, волнующих родителей в развитии детей трудностей. Отталкивались спикеры от текущих проблем конкретных детей, которые обозначали участники. Был затронут, в связи с этим, ряд вопросов. Как сделать так чтобы ребенок заговорил? Как научить минимальным коммуникативным навыкам, таким как согласие или отказ, обозначение своих желаний, обращение к близким, включая просьбы о помощи? Как увеличить количество и качество используемых слов ребенком? Как своевременно оказывать помощь и что для этого нужно? Как отойти от помощи? Как сделать так, чтобы ребенок использовал имеющиеся речевые навыки не в узких однотипных ситуациях и не с одними и теми же людьми? Могут ли помочь развитию речи лекарства, диеты? Чем полезны альтернативные способы коммуникации? И некоторые другие. Конкретные примеры и связанные с ними вопросы тянули ниточку закономерностей развития речи у детей и давали почву для размышлений и понимания алгоритмов помощи. Искренне надеемся, что наше общение было плодотворным и дало толчок для изучения коммуникации и речевого развития ребенка, а также важных точек обучения. Мы подготовили краткое резюме по прошедшей встрече в виде вопросов, которые задавали родители и ответов на них от специалистов центра. 

Читать по теме: 
Проблемное поведение ребёнка
Как поведение родителя влияет на поведение ребёнка? 

«Речь - это то, с чего очень часто и начинаются тревоги родителей и, конечно, тема эта большая - никаких дней не хватит чтобы перечислить все трудности речевого развития с которыми сталкиваются наши дети. Сегодня мы обсудим конкретные проблемы с которыми столкнулись родители, чтобы с одной стороны познакомиться с их многообразием, а с другой, таким совместным мозговым штурмом посмотреть что можно делать, почерпнуть какие-то идеи, приёмы и способы решения проблем, возможно что-то увидеть по новому», - сказал Олег Трофимович, начиная встречу. 


Вопрос от родителя: Ребенку 3 года. Он мычит и не говорит, что с этим делать? С чего начинать? У ребенка есть звуки, которые произносятся спонтанно, когда он, к примеру, просто ходит или играет, но говорит что-то непонятное. 

Ответ. Галина Заяц, логопед: В этом случае первостепенная задача те звуки, которые он уже произносит вывести на произвольный уровень. Как это делается? Сначала надо сформировать базу - это совместное внимание, имитация, подражание, указательный жест, настроить эмоциональный контакт с ребенком. Изначально я бы проверила, может ли он намерено произносить сами звуки - кпримеру, если вы ему говорите - Скажи «ма» и он за вами повторяет. Если этот момент есть, то тогда можно составить список тех слогов, которые у него уже есть. Дальше надо его научить переключаться со слога на слог - для этого мы набираем слова, состоящие из двух слогов - «му-ха», «пу-ма», «во-да» - это слова с разными согласными и их надо набрать в среднем 10-15 штук. Дальше просто начинать разучивать эти слова. Тут у каждого ребенка свой темп - кому-то действительно сложно переключаться и это становится долгим процессом, кто-то легче и быстрее усваивает этот механизм переключения со слога на слог. Если ребенок использует только слова «ма-ма» или «па-па», с одной согласной, то это и говорит о том, что он не умеет переключаться со слога на слог и где-то застрял, поэтому тут именно тренировать переключение. Важно, чтобы ребенок понимал смысл и значение слов, поэтому стоит показывать их во время игры - с картинкой, с игрушкой и называя то, что видим. Также можно для детей, которые застряли на этапе переключения с согласной на согласную включать и моторное переключение. Это могут быть любые два движения - к примеру, хлопнул в ладоши и сразу руки вверх и это будет серия из 6-8 повторений на моторное переключение. Потом к этому моторному переключению добавляйте слоги, которые учите. Хлопнул в ладоши - «во», руки вверх - «да». Так, к моторному мы присоединяем и артикуляционное переключение. Этот способ тоже работающий. Результат - когда ребенок повторяет за вами все слово целиком. Есть такой момент, что наши дети могут произносить и некоторые сложные слова, если они им сильно нравятся или имеют эмоциональный окрас, но все равно, при наличии проблемы, нужно начинать с такого очень простого уровня, чтобы отработать алгоритм. 


Вопрос от родителя: Во время занятий дома ребёнок как будто зависает и иногда как ничего не слышит. Что делать? 

Ответ. Олег Трофимович, психолог: Тут надо проанализировать и выбирать такое время для занятий, когда ребенок наиболее работоспособен, стараться не доводить до того момента, когда он отвлекается или отключается. Если его отвлекают посторонние звуки или даже изображение на обоях, значит стоит выбирать место для занятий, имеющее наименьшее количество таких отвлекающих элементов, чтобы максимально сконцентрировать ребенка на себе и на занятии. Нашим детям очень тяжело выделять главное. У нас был случай, когда в одной семье с ребенком наиболее эффективно занимались даже в шкафу. Важно использовать короткие задания и оказывать помощь. Регулировать нагрузку, чтобы ребенок не уставал, меняя сами задания по степени сложности, интересу, направленности. 


Вопрос родителя: Ребенок не может выразить согласие и несогласие (учили одновременно). Что делать в этом случае? 

Ответ. Олег Трофимович: В ситуации обучения согласию и несогласию очень важно начинать учить чему-то одному. Например, учим согласие. Если он уже может сказать «да», значит выбираем 5-7 ситуаций, которые для него очень важны, но не обязательны и на протяжении дня периодически ему предъявляем с вопросом «Хочешь?», всегда одинаково в соответствующей ситуации. Как только ребенок научится выражать согласие на этих семи ситуациях — проверить его понимание в других ситуациях, где ему поможет согласие получить желаемое. Как только мы убедимся, что он понимает и правильно использует согласие, приступаем к обучению выражать несогласие. 


Вопрос от родителя: На каком уровне должна быть коммуникация, чтобы ребенок уже мог общаться с другими детьми? Я имею в виду, что он должен уметь, наверное, просить, ждать? Ребенку 5. Что должно быть сформировано для общения с другими детьми? 

Ответ. Олег Трофимович: Общение с другими детьми строится на совместной деятельности. Поэтому важно, чтобы у ребенка было сформировано минимально целенаправленное поведение в простых видах деятельности: например, строить башню из конструктора, показывать картинки или предметы по названию, называть изображения, играть в простое лото, выполнять простые движения, повторяя за взрослым (зарядка или несложный хоровод), забивать мяч в ворота, дуть мыльные пузыри и другие. Именно на такие короткие структурированные виды деятельности и можно объединять детей и начинать учить их в подгруппах. Поначалу важно организовывать такие занятия взрослому и контролировать весь процесс взаимодействия по заданному спланированному заранее каркасу-сценарию. Но постепенно контроль можно делать меньше, увеличивая собственную активность ребенка. По времени такое взаимодействие нужно делать непродолжительным. Завершать до того, как ребенку станет тяжело удерживаться в направленном общении. Пусть лучше в следующий раз он захочет поиграть с кем-то снова. Также можно брать любимые виды занятий на детскую игровую площадку и там проводить спланированную короткую совместную игру по четким правилам: запускать и приносить вертушку по очереди, бить друг дугу клюшкой по мячу, сыграть в «съедобное-несъедобное», съезжать друг за другом с горки. 


Вопрос родителя: У нас все игрушки на видном месте, может их спрятать и давать только тогда, когда он просит, чтобы как то стимулировать речь? 

Ответ. Олег Трофимович: Речь - это инструмент коммуникации, а коммуникация — основа речи. Безусловно, чтобы «включить» коммуникацию нужно ограничить доступ к тому, что ребенку нравиться: игрушки, телесные забавы, еда, музыка. Вернее, не ограничить, а настроить этот доступ через близких, отталкиваясь от того уровня коммуникативных возможностей, которые есть на данный момент у ребенка. 

Ответ. Галина Заяц: Это про навык коммуникации - убирайте игрушки, которые ему нужны и сразу даете ему подсказку как он может попросить - говорите «Мама, дай!». И когда он за вами повторяет эту фразу, сразу получает желаемое. Вместе с тем, что он любит можно предъявить ему и то, что он явно не захочет и спросить «Что ты хочешь?». Где-то моделировать ситуации, где он действительно будет просить - к примеру, игрушки лежат в коробках, которые без помощи мамы открыть не может. Тогда ребенок будет вынужден обращаться с просьбой. 


Вопрос родителя: Есть ли помощь от пекс-карточек для речи? 

Ответ. Олег Трофимович: PECS — это альтернативная система коммуникации, она визуализирует общение, помогает понять, что значит обращаться к другому. Принимать решение об использовании системы карточек нужно индивидуально. Зависит от актуального речевого развития ребенка (например, считается, что если у ребенка есть слова и слоги, то лучше воздержаться от использования карточек), уровня его коммуникативных возможностей, этапа работы с ним (если этап начальный, где мы настраиваем доступ к приятному через взрослого и, используя приятное, формируем начальные учебные навыки также лучше с карточками повременить). Важно понимать, что карточки — это не аналог речи, как, к примеру, язык слабослышащих людей. 


Вопрос родителя: Ребенок уже многое может просить самостоятельно, но просит только одним слогом - «бу»-булочка, «ко» -котлеты и так далее. Как присоединить остальные слоги без моей подсказки? У него должно получится, потому что «мячик» и «помоги» он уже говорит.

Ответ. Галина Заяц: То, что у него есть вот эти просьбы куском слова - я бы это оставила, потому что он действительно так просит и вы его понимаете. Дальше работу надо вести над тем, чтобы сначала уточнить звуки и слоги, которые ребенок говорит четко и точно. После начинаем с усвоения слоговой структуры слова, также работать над произносительной чистотой, отрабатывая самые простые двусложные слова. Работа над чистотой произношения и над слоговой структурой - это долго, а то что он использует речь - это очень даже хорошо и это надо закрепить, не привязываясь к этой чистоте. 


Вопрос родителя: Могут ли с ребенком заниматься два разных логопеда и каждый по своей системе? Ситуация в том, что мы находимся в другом городе и посещаем специалиста по месту жительства, но также хотим попасть и к вам в центр. Не навредит ли это ребенку? 

Ответ. Олег Трофимович: Как правило, мы связываемся со всеми специалистами, кто ведет ребенка, общаемся с ними и просим от них характеристики. На занятиях мы записываем видео, составляем программы с рекомендациями и тем, что мы делаем, для чего и зачем. Очень важно, чтобы все люди, которые работают с ребенком, тесно общались между собой и согласовывали свои действия, желательно имели общий план. Это позволит эффективно формировать необходимые в повседневной жизни ребенку навыки и не запутывать его. 

Ответ. Галина Заяц: Если вы работаете с логопедом, то вам должно быть хорошо объяснено, что именно там происходит, над чем конкретно сейчас идет работа, что вы дома должны закреплять. Логопедические занятия всегда предполагают домашние задания, предполагают многократность повторений. 

Читайте также:
 
Об интенсиве для детей с аутизмом


Центр поддержки детей с аутизмом выражает благодарность всем родителям, которые активно принимают участие в родительском клубе «Растём вместе». Следующая встреча состоится ориентировочно через месяц. Следите за нашими новостями в Facebook

Смотреть все публикации родительского клуба "Растём вместе"