Недавно студентам педагогического университета был задан вопрос «Нужно ли говорить ребенку с аутизмом о том, что у него аутизм?». При проверке ответов студентов столкнулся с тем, что мнения кардинально разделились на тех кто «за» и тех, кто «против». Доводы в пользу того, чтобы не говорить сводились к тому, что подобные откровения могут нанести дополнительную психологическую травму, привести к большей погруженности ребенка в свои проблемы, начать еще ниже оценивать свои возможности.
При подготовке этой публикации аналогичный вопрос был задан родителям детей с аутизмом через мою страницу в Facebook. Вот некоторые из ответов:
- "Пока не объясняли, а младший зато всем свежеприобретенным знакомым рассказывает первым делом, что у брата аутизм."
- "Спасибо за тему! Она очень острая. И наши родители зачастую слишком поздно говорят своим детям. А говорить нужно. И для этого масса причин."
- "Уверена что стоит, в той манере, которая доступна ребенку."
- "А это можно скрыть? Рано или поздно все равно узнает."
- "Хороший вопрос. Мы как-то никогда с сыном это не обсуждали, но с братом и детьми которые его окружают я всегда это проговариваю что бы они с пониманием к нему относились."
Спасибо огромное всем, кто оставил свои комментарии по этому вопросу. И, к слову, мнения родителей здесь были практически однозначны - говорить. Так что спешу огорчить студентов, выбиравших «не говорить»: бал за этот ответ я неначислял.
Виктор Васильевич Лебединский выделял пять базовых уровней, на которые опирается система эмоциональной регуляции организма.
- Полевая реактивность
- Формирование стереотипов
- Преодоление страхов на пути к цели
- Эмоциональный контроль
- Рефлексия
Именно последний пятый уровень позволяет нам овладевать собственными переживаниями, мысленно проигрывать различные ситуации, анализировать их, выбирать и нарабатывать оптимальные для себя стратегии поведения в острых ситуациях. В дефектологии достижение человеком с ограничениями в развитии уровня рефлексии, означает получение возможности осознанно и самостоятельно искать пути компенсации собственных трудностей в отношениях с окружающими,что обязательно приведет к повышению качества самостоятельной жизни.
Поэтому для меня ответ на этот вопрос очевиден. Скрывая, утаивая, удерживая в секрете информацию об аутизме от ребенка (подростка, взрослого) мы, тем самым, лишаем его части шанса к полноценной жизни, несмотря на аутизм. Ведь когда нам понятно, что с нами происходит, то гораздо проще находить выходы из складывающихся проблемных ситуаций. Также нам добавляет уверенности осознание, что ты не один столкнулся с подобными трудностями.
Ниже я собрал самые часто задаваемые мне вопросы на тему разговора сребенком о его особенностях:
Когда лучше рассказать ребенку или как понять момент готовности ребенка услышать свой диагноз?
Когда станет задавать вопросы в духе «Почему я не такой/не такая?». Но предпосылки понимания отличий между людьми закладывать можно и раньше. Начинать говорить об особенностях каждого отдельного человека используя положительное обсуждение можно до разговора о самом диагнозе. Различие между людьми стоит озвучивать в повседневных беседах уже тогда, когда ребёнок способен понять простые примеры: «Сестра любит яблоки, а ты сливы», «Папа любит рыбалку, а мама фотографировать» и пр. Лично для меня одной из важнейших предпосылок такого разговора является честная и открытая позиция взрослого, обращающегося к ребенку как к полноправному субъекту отношений.
В одном из комментариев к посту на моей странице сказано "Наши родители слишком поздно говорят об этом детям". Действительно, такой вопрос имеет место - рассказали слишком рано или слишком поздно?
Такой разговор может быть и преждевременным и запоздалым, хотя нет точного возраста или времени, когда следует его начать. Признаками запоздалости поднятой темы можно назвать чрезмерную чувствительность ребенка к идее отличий от других, снижение уверенности в себе, заниженную самооценку, раздражительность. Свидетельством того, что разговор начат рановато будет явное непонимание ребенком того, о чем, собственно, выговорите.
Способен ли ребенок самостоятельно признать свои особенности и непохожесть на других?
Способен. Но цена изобретения этого велосипеда может быть для него слишком высока. Ребенок в большинстве случаев уже знает, что отличается отдругих, сравнивает, наблюдает, видит реакцию на свои действия или бездействия. И то, что родители не говорят об этом, ожидая, что ребёнок самостоятельно все поймет, может вызывать как ощущение недосказанности, так и сформировать недоверие к мнению взрослого.
Есть ли вероятность, что ребенок информацию о своем диагнозе начнет использовать в качестве манипуляции взрослыми в ответ на собственное нежелательное поведение. И может ли он оправдывать этим все свои поступки?
Да, ребенок может начать использовать диагноз как манипуляцию. Такие ситуации лучше решать по мере их поступления. Это не может служить ограничением в том, чтобы ребенок знал свой диагноз.
Как это контролировать?
Поступать точно также как в ситуации с любой другой манипуляцией (например, криком, истерикой) — выявлять и устранять истинную причину.
Автор: Олег Трофимович
Читать еще по теме:
Как поведение родителя влияет на поведение ребёнка? Краткое резюме встречи родительского клуба